Выявление и устранение люфта велосипедных колес
Современные велосипеды состоят из достаточно сложных механизмов со множеством конструктивных элементов. Поэтому его правильное и своевременное обслуживание играет важную роль для полноценной эксплуатации транспортного средства и предотвращения серьезных поломок.
Одной из наиболее часто возникающих проблем является возникновение люфта переднего или заднего колеса. Этот термин означает наклон по отношению к втулке или оси. Результатом становится невозможность движения по прямой – велосипед начинает петлять даже на ровной дороге и с каждой новой поездкой становится все более неуправляемым. На начальном этапе небольшой люфт вызывает ощутимые ударные нагрузки.
Почему возникает люфт?
Причины появления люфта можно условно разделить на 2 категории. К первой относятся неполадки, приводящие к необходимости замены деталей, а входящие во вторую легко устраняются без установки новых запчастей.
1 категория
- изношенная втулка;
- повреждение дорожек подшипников;
- изменение формы конуса (радиусной гайки) в результате долгой эксплуатации;
- стершиеся насечки контргайки (они предназначены для повышения плотности соединения с конусом и препятствования ослаблению контакта).
В большинстве случаев эти симптомы проявляются под воздействием регулярных нагрузок при агрессивной езде и выработки ресурса конструктивных элементов. Если вы обнаружили их, заходите на сайт сети магазинов Вело-Рай. В нашем каталоге вы найдете и сможете купить запчасти для велосипеда, в том числе все необходимое для устранения люфта колеса велосипеда.
2 категория
- появление зазора между колесом и рамой в результате замены колеса или его установки после обслуживания – «лечится» добавлением дополнительной шайбы соответствующей толщины;
- расслабленное соединение конуса и контргайки без следов износа – нужно вооружиться ключом и подтянуть их.
В последнем случае лучше снять колесо для удобства работы. Если хотите точно понять, что проблема заключается именно в ослабленном соединении контргайки и конуса, попробуйте покачать ось – при наличии люфта вы почувствуете колебания. Подтянуть их можно с помощью обычных рожковых ключей.
Обратите внимание – слишком сильное натяжение приведет к снижению наката, поэтому не переусердствуйте. По окончании операции вновь раскачайте ось и убедитесь в отсутствии люфта. Если он остался, значит либо вы недостаточно затянули гайки, либо проблема заключается в самой втулке и здесь уже потребуется более серьезный ремонт или замена.
Устранение люфта заднего и переднего колес
Конструкция и способ установки заднего колеса немного отличается от переднего, поэтому рассмотрим пошагово процесс самостоятельного устранения люфта для каждого из них в отдельности, с полной диагностикой причин его возникновения.
1. Заднее колесо
- Открепите колесо от рамы и снимите трещотку (если она имеется на вашей модели). Это необходимо, чтобы добраться до конуса и контргайки.
- Полностью разберите втулку и очистите ее составляющие от налета грязи и остатков нанесенного ранее остатков смазочного материала.
- Осмотрите дорожки качения подшипников и их корпусы, а также радиусные гайки на наличие повреждений. Если таковые обнаружатся, следует произвести замену детали.
- Соберите втулку и смажьте ее, а затем накиньте контргайки и конусы. Обожмите их с той стороны, где расположена трещотка и сделайте преднатяг подшипников для предотвращения зазоров и вибраций.
- Верните трещотку на ее место, проверьте, нет ли сопротивления вращению и закрепите ее.
- После окончания сборки колеса, займитесь его установкой. При выявлении зазора между рамой и контргайкой вставьте между ними шайбу.
- Закрутите прижимную гайку на стороне трещотки и убедитесь в том, что натяжение подшипников не изменилось, после чего закрутите конус с обратной стороны.
- Если все действия были выполнены правильно, то вы почувствуете полное отсутствие раскачки колеса и его плавное движение.

2. Переднее колесо
Основная разница заключается в отсутствии на переднем колесе трещотки. Шаги по обслуживанию до сборки ничем не отличаются от предыдущей инструкции. Начинать затяжку необходимо со стороны размещения тормоза (при его наличии). Также следует обратить внимание на одинаковые выступы осей и степень преднатяжки подшипников по обеим сторонам. После установки покачайте колесо в разные стороны, чтобы убедиться в устранении проблемы.
В заключение
Люфт переднего или заднего колеса велосипеда – распространенная поломка, но с ней вполне можно справиться самостоятельно. Главное понимать последовательность действий и устройство велосипеда. Перед тем, как приступить к работе, подготовьте инструменты, а при обнаружении износа или неисправностей конструктивных элементов – вы сможете заказать запчасти для велосипеда в каталоге сети магазинов Вело-Рай.
- Комментарии

