Какой материал рамы велосипеда выбрать?
Ответить на этот вопрос сегодня гораздо проще, чем примерно 20 лет назад, поскольку алюминий практически доминирует на рынке и является так называемым "материалом по умолчанию". Однако сталь все еще используется, а самые требовательные велосипедисты выбирают карбон. Так что же выбрать?
Почему алюминий является самым популярным материалом для велосипедных рам?
Алюминиевая рама – это дешево, а точнее позволяет получать хорошие параметры при высокой автоматизации производственных процессов, что снижает себестоимость рам, выпускаемых крупными сериями. Поэтому это оптимальный выбор для велосипедов низкой и средней ценовой категории.
Большим преимуществом алюминия также является возможность формовки, например, изгиба и прессовки труб для получения красивых и функциональных форм. Такие трубы легко комбинируются с коваными или вырезанными на станке с ЧПУ элементами — это особенно важно в сложных рамах полноподвесочных и электровелосипедов.
Поэтому алюминий является «мудрым выбором» в случае рамы велосипеда, поскольку он обеспечивает хороший компромисс по весу, прочности и жесткости и в то же время предлагает множество возможностей для дизайнеров. Однако в этом последнем отношении он определенно проигрывает карбону.
Карбон – чем он лучше алюминия (и в чем его недостатки?)
Углеродное волокно или карбон, ламинированный композит из углеродных волокон, связанных эпоксидной смолой, в настоящее время считается чудо-материалом в промышленности. В отличие от алюминия, карбоновая рама не сваривается из отдельных частей, а в основном изготавливается как единое целое.
Очевидным преимуществом является меньший вес. При создании высокопроизводительного велосипеда и борьбе за каждый грамм карбоновая рама практически обязательна, поскольку она позволяет сэкономить несколько сотен граммов.
Второе преимущество, видимое на первый взгляд — это внешний вид. Возможно, это не самый важный параметр, но сложные, и в то же время плавные и последовательные формы карбоновых рам уже очаровали многих велосипедистов.
Гораздо важнее, однако, уже упомянутая возможность формировать параметры рамы конструктором. Структура карбоновых рам состоит из множества слоев материала. Их расположение под разными углами в сочетании с разным количеством слоев и формой рамы позволяет, например, получить вертикально гибкую раму (для большего комфорта на неровных поверхностях) и поперечно жесткую раму (для более эффективного кручения педалей). В зависимости от предполагаемого использования также можно получить чрезвычайно легкую или чрезвычайно прочную раму или модель, сочетающую эти характеристики, например, помещая больше материала только там, где он больше всего необходим.
Однако эти почти неограниченные возможности могут привести к недостаткам карбона. Самым большим из них является риск повреждения рамы в результате аварии, не учитывающей типичное использование. Пример? Рама горного велосипеда без проблем выдерживает прыжки, но не справляется с боковым ударом об острую скалу при опрокидывании. В свою очередь, в случае значительно утонченных дорожных рам, проблема может заключаться даже... в силе прижима рычага, крепящего велосипед к стойке автомобиля. Однако это в основном относится к очень легким и/или старым конструкциям. Современные карбоновые велосипеды уже спроектированы с соответствующим запасом прочности для нестандартных ситуаций.
Однако самый большой недостаток карбона все еще остается - цена! Большинство карбоновых рам в основном изготавливаются вручную, что ограничивает их использование велосипедами высокого класса.
Классическая стальная рама
Как видите, алюминий вытеснил сталь на низкой и средней полке, а в высокопроизводительных велосипедах доминирует карбон. Где место незаметным, тонким и простым стальным трубкам?
Если не считать самых дешевых и тяжелых велосипедов, построенных на стальных трубах Hi-Ten (не советую их покупать), они делегированы в основном для специализированного применения. Более совершенная Cr-Mo (хромомолибденовая) сталь используется, например, для изготовления шоссейных и гравийных велосипедов для длительных поездок или велотуризма.
Любители классической езды, проводящие долгие часы в седле, оценят мягкость стальной рамы, которая не такая жесткая, как алюминиевая. Конечно, хорошая карбоновая рама также может обеспечить хороший комфорт (и при гораздо меньшем весе), но любой, кто когда-либо пробовал ездить на высококлассной стальной раме, поймет, что это особое, неповторимое впечатление. Точно так же, как я назвал алюминий «мудрым выбором», хромомолибденовую сталь выберут в первую очередь велосипедисты, которые следуют зову своего сердца!
- Комментарии