Виды трансмиссий велосипеда и их особенности
Трансмиссия – неотъемлемая система любого велосипеда, передающая крутящий момент от педалей на ведущее колесо. Она может быть как максимально простой, так и достаточно сложной комбинацией из нескольких компонентов и множества мелких частей.
Основные компоненты трансмиссии
- Кассета. Это часть системы, которая закрепляется на заднем колесе с помощью втулки. Она представляет собой шестерню (или комплект шестерней в многоскоростных велосипедах). В разговорной речи они называются звездочками.
- Цепной привод. Одним из элементов этой системы являются описанные выше кассеты, но, помимо них, еще шатуны и цепи, вращающиеся на каретках, связывающих все компоненты в один механизм. Именно цепь передает крутящий момент на звездочку, в результате чего вращается колесо.
- Задний переключатель передач. Он повышает или повышает скорость за счет перевода цепи между шестернями. При этом он выполняет еще и дополнительную функцию – поддерживает натяжение цепи при переключении, чтобы она не соскакивала. Если на переднем колесе велосипеда установлено 2 или больше звезд, в трансмиссионную система включается и передний переключатель, отвечающий за изменение частоты кручения педалей и крутящего момента.
- Манетки. Именно с их помощью велосипедист переключается на нужную скорость. Это ручки, расположенные на руле. От них проходят тросики, обычно заключенные в защитные трубки, крепящиеся непосредственно на раме.
Зачем нужны разные передачи на велосипеде?
В первую очередь, многоскоростная трансмиссия позволяет значительно снизить нагрузку на ноги велосипедиста. Если модель имеет только одну передачу, каденс (частота вращения педалей) остается постоянным для определенного количества оборотов колеса. При переключении передачи это число изменяется, например, переведя цепь на большую шестерню, обороты увеличиваются – то есть, нужно прилагать меньше усилий к вращению педалей. Это подходит для крутых подъемов, а при движении по ровной местности с хорошим покрытием лучше использовать малые звездочки, что позволит легче набирать высокую скорость.
Виды велосипедных трансмиссий
- Прямая. Это самый простой вариант, который подразумевает отсутствие цепи, а педали располагаются непосредственно на переднем колесе. Такой способ применяется на трехколесных велосипедах для детей или цирковых моноциклах.
- Зубчатая. Для передачи крутящего момента используются исключительно шестерни.
- Вальные. Передача осуществляется через систему валов.
- Ременная. Вместо цепи используется ремень, что позволяет обойтись без регулярной смазки, но ремни намного быстрее изнашиваются.
- Планетарная втулка. Почти что аналог автомобильной коробки передач с несколькими шестернями и достаточно сложной конструкцией.
- Комбинированные. Совмещаются внешняя трансмиссия и планетарная втулка.
Планетарная втулка – чаще всего применяется на велосипедах, не предназначенных для эксплуатации в сложных условиях (круизеры, городские байки и т.п.). Рассмотрим из чего состоит этот механизм:
- Солнечная шестерня. Именно она закрепляется на оси колеса и является центральным компонентом планетарной втулки.
- Планетарные шестерни. Располагаются вокруг солнечной. Их смена при движении позволяет переключаться с одной скорости на другую.
- Водило. С помощью данного компонента осуществляется фиксация шестерней между собой.
- Эпицикл. Через нее передается крутящий момент с педалей на коробку. Располагается вокруг всех остальных шестерней.
В заключение
Конструктивные особенности и принцип работы трансмиссии своего велосипеда должен знать каждый. Не всегда есть возможность обратиться в сервис, так что ремонт и обслуживание зачастую приходится производить своими руками. В каталоге магазина Вело-Рай» вы найдете составляющие части трансмиссий разных типов.
- Комментарии