Горные велосипеды – описание, особенности, советы по выбору
История горных велосипедов началась в 70-х годах прошлого столетия. Поначалу такие модели были интересны лишь узкому кругу любителей экстремального спорта, так как предназначены для покорения сложных склонов. Но вскоре выяснилось, что маунтинбайки (МТБ) отлично показывают себя и на обычной ровной дороге, а при езде по пересеченной местности вообще незаменимы. В результате МТБ стали самыми продаваемыми и популярными велосипедами не только у себя на родине в США, но и по всему миру.
Основные конструктивные особенности горных велосипедов
На сегодняшний день существует достаточно много разновидностей и модификаций маунтинбайков, но основные элементы конструкции присутствуют в каждой – без них велосипед просто не может называться горным.
- Рамы с высокой прочностью. Изготавливаются из сплавов алюминия, высокоуглеродистой стали и карбона. Всегда имеют форму трапеции, что вкупе с рулем прямого типа позволяет принять наиболее подходящую для покорения горных склонов позицию – не настолько низкую, как на шоссейниках, но и не слишком высокую, как на ситибайках.
- Колеса среднего размера и широкая резина. Наиболее подходящими являются диаметры от 26 до 27.5 дюймов, хотя многие в последнее время предпочитают более крупные – 29 дюймов. Широкие рельефные шины предназначены для повышения проходимости. При этом следует отметить, что чем больше размер колес, тем ниже маневренность велосипеда, а также сложнее дается разгон. Но после набора скорости байк идет плавно и отлично слушается руля на пологих склонах.
- Вилка с амортизатором. Это обязательный элемент конструкции МТБ, который предназначен для смягчения ударных нагрузок при прохождении сложной трассы. Мягкая вилка позволяет значительно уменьшить вибрацию руля и нагрузку на руки райдера при его удержании.
- Большое количество скоростей. Трансмиссии бывают различных типов, но для прохождения горных трасс необходимо намного больше передач, чем для езды по обычной дороге.
- Тормоза – либо дисковые, либо ободные. Они более надежны, чем все остальные, что очень важно в горах. На бюджетных моделях устанавливаются тормоза типа V-Brake.
Разновидности горных велосипедов
Существует 2 типа горных велосипедов – хардтейл и двухподвесы. В первых вибрации поглощаются исключительно подрессорной вилкой, но ее возможностей вполне достаточно для обеспечения управляемости и уменьшения ударной нагрузки. Вторые оснащены дополнительным пневматическим амортизатором, который располагается над кареткой.
Двухподвесы значительно лучше амортизируют, поэтому подходят для максимально экстремальных условий полного бездорожья и горных склонов. Задняя подвеска также серьезно улучшает сцепление колеса с дорогой, благодаря чему значительно улучшается не только управляемость, но и комфорт райдера.
Распространенные ошибки при выборе двухподвеса
Велосипеды двухподвесы по умолчанию не могут быть бюджетными, хотя на рынке и присутствуют недорогие модели. Хороший качественный двухподвес будет стоить достаточно дорого, а все, что предлагается в среднем или низком ценовом сегменте, совершенно не подходит для сложных условий.
Более того, дешевые амортизационные системы негативно влияют на КПД вращения педалей, а также часто ломаются даже на ровной дороге. Часто случаются такие поломки, в результате чего восстановление задней подвески не представляется возможным. Поэтому, если вы хотите приобрести не слишком дорогой горный велосипед – ищите среди хардтейлов. Такие байки в бюджетном сегменте представлены достойными моделями.
Выбор ободов
При покупке горного велосипеда важны не только диаметр и ширина колес, но и их обода. Если для обычных городских моделей или шоссейных велосипедов один обод в порядке вещей, а двойной ставится на всякий случай, то для горных – это обязательное условие. Конечно, при сильном ударе может сломаться или деформироваться даже двойной обод, но при одинарном вероятность этого гораздо выше, что чревато падениями и серьезными травмами.
Кроме того, ремонтопригодность одинарных ободов достаточно низкая, особенно при серьезных повреждениях, в то время как двойные даже при сильной деформации можно вернуть в первоначальный вид. Прочность двойных ободов и противостояние деформациям обеспечивается еще и за счет перемычки, усиливающей профиль.
Выбор тормозной системы
Это принципиально важная часть конструкции горного велосипеда, так как контроль скорости на сложной трассе – залог безопасности. Поэтому тормоза должны быть максимально надежными.
Дисковые тормоза на гидравлике наиболее эффективны. Отсутствие тросиков, которые могут порваться иди запутаться в самый неподходящий момент обеспечивает высокую степень отказоустойчивости, а передача усилия на колодки по гидролинии гарантирует четкое и плавное торможение.
Но следует сказать, что гидравлические дисковые тормоза ставятся только на профессиональные модели, так как их себестоимость достаточно высока. Поэтому на бюджетных байках и в средней ценовой категории встречаются только механические дисковые тормоза. Такой выбор крайне не рекомендуется, так как дисковая механика гораздо менее надежна не только по сравнению с гидравликой, но и с более дешевыми ободными тормозами типа V-Brake.
Поэтому, если решаете купить недорогой горный велосипед лучше остановитесь на такой тормозной системе – она не требует какого-либо специального обслуживания, легко настраивается при помощи шестигранника и весит достаточно немного.
Переключатель передач
Вы уже поняли, что в горных велосипедах используется многоскоростная трансмиссия, поэтому удобные и надежные шифтеры (переключатели скоростей) тоже необходимо подбирать с умом. В таких моделях используются 2 типа систем – грипп-шифт и триггеры.
Система грипп-шифт представляет собой поворотный переключатель, действующий по принципу ручки газа на мотоцикле. При повороте в разные стороны происходит понижение или повышение передачи. К достоинствам таких ручек можно отнести плавность переключения и возможность перескочить сразу через несколько скоростей как в сторону повышения, так и понижения. Но сразу предупредим, что такие системы не отличаются высокой надежностью, поэтому в основном устанавливаются на бюджетные модели. Среди часто встречающихся неполадок – проскакивание передач или тугой ход ручки при повороте.
Поэтому триггерные переключатели, являющиеся гораздо более надежными, даже на самых дешевых маунтинбайках – гораздо более удачный выбор. Помимо надежности, одно из главных преимуществ – эргономичность. Для переключения рычага достаточно легкого движения пальца, что позволяет не ослаблять хват руля.
В заключение
В конце следует сказать еще одну важную вещь – все конструктивные элементы горного велосипеда должны быть одной ценовой категории. То есть, если на горном велосипеде стоит дорогая трансмиссия или тормозная система, но все остальное бюджетное – вряд ли можно рассчитывать на надежность такой модели. В каталоге магазина Вело-Рай вы найдете маунтинбайки различных моделей и сможете выбрать подходящий по своему бюджету.
- Комментарии