Велосипеды BMX как часть уличной культуры
Трюковые велосипеды BMX – неотъемлемый атрибут одной из самых распространенных уличных культур по всему миру, переросшей в профессиональный спорт. Особенностью таких моделей является то, что они не используются для обычной езды, как обычные байки, а предназначены исключительно для трюков.
История появления BMX
История велосипедов BMX началась примерно 50 лет назад, в семидесятых годах прошлого века. Аббревиатура BMX рашифровывается как Bicycle Moto Extreme, так что даже без знания английского языка можно понять, что этот вид спорта относится к экстремальным. У американской молодежи 70-х годов XX века не было финансовой возможности приобрести кроссовые мотоциклы, в результате чего трюкачи пересели на велосипеды. Даже на первый взгляд, конструкция велосипедов BMX внешне напоминает кроссовые байки. Первая такая модель, по одной из версий, была собрана основателем компании GT, известной сейчас по всему миру, Гарри Тернером, специально для собственного сына.
Первые массовые соревнования по BMX прошли в дисциплине «рейсинг» (гонка) в 1976 году, а модели для трюков с рулем, вращающимся вокруг своей оси на 360 градусов, появились немного позднее, в результате чего получили развитие новые направления BMX, в ходе которых участники соревновались в выполнении сложных фигур на рампах, трамплинах или обычных грунтовых поверхностях (как это происходит и сейчас). Вместе с этим началось и развитие производственной индустрии – технологи стали разрабатывать модели под все более сложные трюки, а также экспериментировать с качеством материалов для повышения прочности и балансировки. В 2008 году BMX был внесен в программу летних Олимпийских игр.
Основные особенности велосипедов BMX
Рама и руль
Одной из главных отличительных черт является заниженная рама – это неотъемлемый элемент BMX велосипеда, независимо от модели и производителя. Рама изготавливается из прочных материалов, а в местах, на которые приходится максимальная нагрузка, стенки обычно утолщены. Точечное изменение толщины практикуется по той причине, что при изготовлении всей рамы из толстостенного металла повысится ее вес, что негативно скажется на исполнении трюков.
Также отметим и усиление руля посредством кроссбара – это дополнительная перекладина, предотвращающая искривление или поломки под давлением тела. На руле в обязательном порядке устанавливаются грипсы, исключающие проскальзывание рук. Не предусмотрены амортизаторы вилки, благодаря чему обеспечивается лучшая управляемость. Руль трюкового байка вращается на 360 градусов, что дает большую свободу маневра.
Колеса
Велосипеды BMX имеют небольшой диаметр колес (не более 20 дюймов). На большинстве моделей по умолчанию устанавливаются гладкие дорожные шины. Колеса оснащаются пегами, устанавливающимися на оси и использующиеся спортсменами в качестве опоры. Изготавливаются пеги из различных материалов – металла, прочного пластика, карбона.
Трансмиссия и тормоза
Трансмиссии как таковой на велосипедах BMX нет – то есть, предусмотрена только одна скорость. Во время трюков переключать передачи было бы довольно проблематично. В качестве заднего тормоза обычно используется гидроротор, а тросик переднего прокладывается таким образом, чтобы не путался при поворотах руля – проходит внутри вилки.
Седло и педали
На седло обычно не обращают особенного внимания, так как в ходе выполнения трюков оно используется максимум в качестве дополнительной опоры, основная нагрузка приходится на педали. В большинстве случаев они изготавливаются из прочных сплавов на основе магния или алюминия, хотя могут использоваться и другие материалы. Для повышения устойчивости они имеют боле широкую форму, чем у обычных байков, а для улучшения сцепления могут оснащаться шипами.
Все эти конструктивные особенности делают BMX велосипеды максимально прочными и маневренными, но для обычной езды они не подходят. Конечно, можно просто прокатиться, но к длительным поездкам байки BMX не приспособлены, поэтому такие байки приобретаются исключительно для исполнения трюков.
Кому подойдут велосипеды BMX?
Многие фристайлеры начинают карьеру в подростковом возрасте, но профессиональные спортсмены продолжают свою карьеру на протяжении многих лет, так что BMX велосипеды зачастую покупают и взрослые. Сейчас к этому виду спорту приобщаются и дети, поэтому в каталоге сети магазинов «Вело-Рай» присутствуют байки для различных возрастов.
На что обратить внимание при выборе?
- Вес и рост. Это первоочередные критерии, на которые следует опираться. Байки для детей и подростков способны выдерживать вес от 50 до 70 килограмм и рассчитываются на то, что рост спортсмена составляет от 100 до 125 сантиметров. Максимальный диаметр колес при этом – 16 дюймов. У взрослых моделей этот показатель варьируется от 17 до 20 дюймов. Они ориентированы на рост от 150 см и выше, а вес спортсмена может достигать 110 кг. Также необходимо обратить внимание на геометрию – от этого зависит управляемость и комфорт при исполнении трюков.
- Материал рамы. Он во многом влияет на стоимость велосипеда, поэтому, чтобы не переплачивать, нужно правильно оценить свой уровень и сложность трюков, которые планируется освоить. Любителям вполне подойдут бюджетные модели с рамами из простых металлов, а вот профессионалам лучше обратить внимание на более дорогие байки из хромированных и молибденовых сплавов алюминия или титана – так вы избежите неожиданных поломок и, как следствие, травм.
- Тормозная система. Профессиональным спортсменам тормоза в принципе особенно не нужны, поэтому они могут приобретать модели, в которых данные компоненты не предусмотрены. Но любителям, в целях безопасности, рекомендуется повышать свои навыки на байках с тормозами. Наиболее популярны в данном сегменте ободные тормоза V или U типа.
- Обода. Желательно, чтобы они были двойными, причем это касается не только профессионалов, но и любителей. Последние гораздо чаще совершают ошибки при исполнении трюков, следствием чего становятся сильные удары, от которых могут деформироваться колеса. Двойные обода значительно снижают риск такого исхода. Причем, даже если такие обода погнутся, их гораздо проще вернуть в исходное состояние по сравнению с одинарными.
Также при выборе следует исходить из предпочитаемого стиля. Для флэта – акробатических трюков на рампах – необходимы велосипеды BMX с максимально надежными и отзывчивыми тормозами и небольшой длиной рамы. Также стоит обратить внимание на прочность пег и не слишком широкий руль. Для дерта, когда покрытие состоит из земляной насыпи, больше подойдут заниженные модели с рамой из прочного материала. Рейсинг подразумевает приобретение наиболее легких байков с задними тормозами и педалями с хорошим сцеплением.
В заключение
Так как велосипеды BMX предназначены для интенсивных нагрузок, не стоит слишком сильно экономить и покупать самые дешевые модели. Даже новичкам лучше обратить внимание на надежные байки, которые прослужат на протяжении долгого времени и не потребуют ремонта после первого же удара. Но и переплачивать тоже не стоит – поэтому следует исходить из сложности трюков, которые планируется исполнять и уровня своего мастерства. В каталоге сети магазинов «Вело-Рай» вы найдете подходящую по любым критериям и ценовому сегменту модель велосипеда BMX.
- Комментарии