Тормозные системы велосипедов и как их выбрать
Тормозные системы являются одними из важнейших частей любых велосипедов – регулировка скорости и возможность экстренной остановки необходима как спортивным или горным, так и обычным городским байкам. Существует несколько разновидностей тормозов, различающихся по характеристикам и принципу действия. Сегодня мы рассмотрим их особенности и критерии выбора для различных целей.
Функциональные различия тормозных систем
- Управляемость и скорость реакции. От этого зависит насколько резко по отношению к изменению положения тормозной ручки снижается скорость движения. Например, некоторые самые простые тормоза барабанного типа не имеют промежуточных позиций и просто сразу же блокируют движение колеса, что может привести к падению при использовании тормозов на высокой скорости. Поэтому при выборе велосипеда на это нужно обязательно обратить внимание.
- Срок службы. Имеется ввиду степень износа составных частей системы – колодок, барабана, обода колеса и т.п. Многое зависит от материала изготовления и условий эксплуатации, для которых предназначен велосипед. Тормоза горного байка должны намного превосходить в этом плане системы городских.
- Мощность торможения. От этого зависит соотношение массы велосипедиста и скорости, на которой они способны остановить движение.
- Защита от загрязнения. Это зависит от расположения рабочих частей на колесе, а также наличия специальных конструктивных элементов, предотвращающих попадание пыли, влаги и грязи.
Разновидности тормозов для велосипедов
Независимо от разновидности систем, основной принцип действия одинаков. Он заключается в прижатии элементов колеса для снижения скорости его вращения. Различия заключаются в том, каким образом передается усилие с ручки на рабочие компоненты, а также в составных частях системы.
Ободные тормоза
Это самая простая в плане конструкционных особенностей тормозная система велосипеда, которая отличается максимальной легкими обслуживанием и монтажом, а также достаточно высокую управляемость торможения за счет плотного контакта колодки с рабочей поверхностью. Но у таких тормозов есть и недостаток – ускоряется износ обода. Кроме того, нет защиты от воздействия окружающей среды, поэтому при регулярной езде по бездорожью эти системы не рекомендуются.
V-Brake
Это один из самых распространенных и универсальных видов тормозов, который может использоваться на различных моделях. Конструкция состоит из тормозных колодок, которые приводятся в движение соединяющим их рычагом. Колодки устанавливаются с двух сторон обода, а привод к рычагам от ручки осуществляется за счет тросика – механический механизм требует определенного усилия при нажатии на ручку, но это компенсируется возможностью полностью контролировать торможение. Если сравнивать с аналогом на гидравлике, то механические модели выигрывают по простоте обслуживания и более низкой стоимости. Кроме того, механика намного долговечнее.
Тормоза V-brake различаются между собой в зависимости от типа колодок:
- стандартные цельные колодки, нуждающиеся в полной замене при выработке;
- картриджные – состоят из нескольких слоев, которые можно заменять по одному, что в долгосрочной перспективе экономичнее, хотя изначально такие колодки обойдутся дороже обычных.
Клещевые и кантилеверные
С одной стороны, это устаревшие системы, которые редко устанавливаются на современные городские модели по причине меньшей эффективности по сравнению с V-Brake (их аналогом они и является) и более высокой стоимости. Но с другой, это максимально надежные тормоза, поэтому их часто ставят на трековые или шоссейные байки.
Клещевые тормоза состоят из двух массивных и достаточно тяжелых рычагов с одним общим креплением, обхватывающими обод колеса и прижимающих колодки. Именно по причине большой массы они используются только на профессиональных моделях.
Кантилевереные не имеют в своей конструкции тросика – привод представляет собой расходящиеся от крепежной площадки по двум тягам рычаги. Сам тормозной механизм располагается на ободе выше, чем в V-Brake, за счет чего снижается риск повреждений и попадания грязи.
Дисковые тормоза
Конструкция позаимствована у мотоциклов. Еще достаточно недавно производители практически не уделяли им внимания, но сейчас они используются достаточно широко, особенно в моделях выше эконом-класса.
Главным отличием дисковых тормозов является то, что они не взаимодействуют напрямую с ободом. Колодки прижимаются к установленному на колесе ротору – диску небольшого диаметра, располагающемуся по центру. Это дает следующие преимущества перед ободными системами:
- Даже при повреждении или деформации обода, тормоза продолжают исправно выполнять свою функцию.
- Обод не изнашивается со временем от трения, в результате чего служит на протяжении длительного времени.
- Так как диск и калипер расположены в центре колеса, они намного менее подвержены загрязнениям, что позволяет использовать их в самых экстремальных условиях.
- Замена диска требуется реже, чем в случае с торможением об обод. Кроме того, покупка нового ротора обойдется дешевле.
Дисковые тормоза постепенно вытесняют ободные – на многих моделях уже не предусматриваются точки крепления для последних. Несмотря на достаточно чувствительный вес, а также более высокую стоимость дисковые системы стабильно набирают популярность. Для нивелирования негативных эффектов от дополнительной массы необходима правильная установка и балансировка диска.
Барабанные тормоза
Этот вид тормозов считается устаревшим – его многие помнят по велосипедам советского производства, торможение на которых осуществляется за счет прокрутки педалей в обратную сторону. Вся тормозная система размещается внутри втулки. С одной стороны, она отличается достаточно большим весом и сложностью конструкции, но с другой – очень высокой надежностью и прочностью, что позволяет обойтись без замены или обслуживания на протяжении нескольких лет.
Сейчас барабанные тормоза используются на недорогих односкоростных велосипедах или городских круизерах.
Виды приводов
Привод дисковых тормозных систем может быть как гидравлическим, так и механическим. Каждый из них имеет собственные преимущества.
- Гидравлика. Калипер в такой системе практически полностью повторяет собой конструкцию поршневого мотоциклетного или автомобильного суппортов, отличаясь, при этом, по размерам, так как рассчитан на намного меньшее усилие при торможении. Он состоит из неподвижной колодки с ходящим поршнем или несколькими поршнями, заключенных в цельный герметичный корпус. При нажатии на ручку тормоза поршни под давлением жидкости перемещают колодку в результате чего происходит захват диска (ротора).
- Механика. В данном случае калипер по принципу действия представляет собой кулачковый механизм, оснащенный наружным рычагом с подключенным нему тросиком, идущим от ручки. При торможении поршень приводится в движение кулачком или многозаходным винтом. Рычаг и колодки в данном случае двигаются перпендикулярно друг другу.
- Комбинированные. Также существуют комбинированные системы, в которых передача с тормозной ручки происходит по тросику, а усилие для обжима диска происходит за счет гидравлики. Но такие механизмы используются достаточно редко ввиду своей сложности.
Материал колодок
- Органические. На полимерную основу устанавливаются накладки из графита (другие материалы тоже могут использоваться, но гораздо реже). Такие колодки отличаются мягкостью и, следовательно, плавным ходом. С их помощью вы получите максимально высокую управляемость торможением, но частые резкие остановки и перегрев плохо сказываются на их качестве. Поверхность таких колодок довольно груба, в результате чего повышается износ диска. Отличительной визуальной особенностью является насыщенный черный цвет.
- Полуметаллические. Изготавливаются из полимерных материалов с добавлением частиц металла. Очень прочны и устойчивы к резким торможениям и перегреву. Однако при недостаточно высокой температуре поверхности изменяют свойства. Перед длительной поездкой необходимо прогревать колодки на низких скоростях с плавными торможениями.
- Sintered (или спеченные). Это средний вариант между двумя предыдущими, в котором присутствуют и металл, и графит – их частицы соединяются между собой органическими смолами. Благодаря этому получается баланс между температурным диапазоном, стойкостью к износу и эффективностью торможения.
От чего зависит выбор тормозной системы для велосипеда?
- Длительность поездок. При регулярных долгих переездах необходимы дисковые тормоза, что обеспечит эффективное торможение на больших дистанциях, а также исключит износ обода. Для круизеров особенной разницы в качестве тормозов нет – на них не приходится больших нагрузок, а велопрогулки не длятся слишком долго.
- Ландшафт. Этот критерий тоже очень важен, например, для даунхилла нужно учитывать не только конструкцию (опять же рекомендуются только дисковые системы), но также материал изготовления колодок и ротора – из-за серьезных нагрузок температура может доходить до нескольких сот градусов, поэтому все рабочие части должны выдерживать такой нагрев, не теряя свойств.
- Масса велосипедиста. Это один из главных источников нагрузки на тормозную систему. Поэтому людям с крупной комплекцией и большой мышечной массой следует выбирать гидравлику, а не механику.
Конечно, это только базовые советы, которые пригодятся новичкам. Опытные велосипедисты и сами прекрасно знают, на чем основываться при выборе тормозной системы.
В заключение
Выбор тормозной системы велосипеда – личное дело каждого. Чаще всего используются уже готовые, установленные на велосипед заводские тормоза, но есть и те, кто предпочитает модернизировать или полностью заменить их на более подходящий вариант.
Все необходимое для этого вы найдете в каталоге магазина Вело-рай – здесь представлены калиперы, тормозные диски и прочие комплектующие для тормозных систем, которые пригодятся так же в качестве запасных частей при ремонте.
- Комментарии